Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность проблемы исследования. Конституция Российской Федерации закрепляет, что Россия - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Таким образом, черты социального государства отражаются в его социальной политике, распространяющейся на всей территории страны. В зависимости от профессиональной деятельности человека, территории проживания и субъектов социальной политики она может приобретать отличительные особенности.
Право регулирует общественные отношения в самых различных областях человеческой деятельности, среди самых различных субъектов, по самым различным основаниям, при самых различных обстоятельствах. Государство как социальный институт использует право для формирования фактического поведения людей, определяя общественно полезные варианты поведения для них, воплощая в жизнь специфические направления деятельности, вытекающие из его сущности. Правовые нормы юридически закрепляют положение человека в обществе, влияя на социальную структуру общества, уровень демократии, состояние законности и пр. Юридические нормы, выражая ту или иную потребность общественного развития, определяют одну из важнейших политико-юридических категорий - правовой статус человека и гражданина.
Государственное пенсионное обеспечение по выслуге лет исходит из признания государством государственной гражданской службы общественной деятельностью особой важности. Поэтому для государственных гражданских служащих устанавливаются специфические правила приобретения права на пенсию по государственному пенсионному обеспечению.
Любое общество включает в себя группы населения, вследствие определённых причин не способные к поддержанию своего дохода на уровне, соответствующем жизненному стандарту данного общества. Для таких групп граждан осуществляется специальная социальная защита. Сегодня такую государственную и общественную поддержку необходимо оказывать не только инвалидам, многодетным семьям, пенсионерам, но и государственным гражданским служащим.
Объект исследования - общественные отношения, связанные с функционированием системы пенсионного обеспечения.
Предмет исследования - нормативно-правовое регулирование назначения и выплат пенсий государственным служащим.
Цель исследования - изучение правового регулирования назначения и выплат пенсий государственным служащим в Российской Федерации.
Для достижения поставленной цели необходимо решить задачи:
раскрыть основные этапы становления и развития пенсионного обеспечения государственных служащих в Российской Федерации;
рассмотреть пенсии за выслугу лет в системе социальной защиты государственных гражданских служащих;
определить порядок назначения и выплаты пенсии за выслугу лет государственным служащим;
описать направления совершенствования пенсионного обеспечения за выслугу лет.
Методологической основой исследовательской работы выступают общенаучные методы - исторический, анализ, синтез и специально-юридические методы, такие как правового сравнения и правового прогнозирования и другие.
ГЛАВА 1. НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ПЕНСИЙ ЗА ВЫСЛУГУ ЛЕТ
1.1. Основные этапы становления и развития пенсионного обеспечения государственных служащих в Российской Федерации
Пенсионное обеспечение государственных служащих, как и система социальной защиты в целом, остается важным вопросом на протяжении существования такого понятия, как «государственная служба». Как и любое социально-политическое явление, пенсионное обеспечение претерпевало изменения с течением времени. Поскольку уровень обеспеченности государственных служащих социальными гарантиями напрямую влияет на их степень удовлетворенности, что в последствии сказывается на эффективности их работы и реализации государственных задач, становится важным учет всего накопленного государством опыта в данной области, начиная с момента появления первых принятых мер социальной защиты, заканчивая современным уровнем обеспечения государственных служащих.
В Российской империи процесс формирования и совершенствования системы пенсионного обеспечения занял достаточно продолжительный период времени. Первыми, кто стал получать пенсионные выплаты среди государственных служащих, были сотрудники военного ведомства. Законодательно какие-либо положения, регламентирующие порядок, сроки и размеры выплат, закреплены не были - пенсионные выплаты производились в объеме и количестве, определенными главой государства. Следует отметить, что денежные суммы в рамках пенсионного обеспечения выплачивались отставным чинам, либо членам их семьи, в размере определенной части их содержания, получаемого ранее в процессе службы.
Вплоть до начала XIX века система пенсионного обеспечения государственных служащих имела стихийный характер, не имела четкого законодательного закрепления в одном нормативно-правовом акте, который позволил бы регламентировать общие положения пенсионного обеспечения для всех государственных служащих. Как следствие неорганизованности данного вопроса отмечается невысокий уровень реальных пенсионных выплат государственным служащим при высоких затратах средств государственного бюджета, отведенных для решения данного вопроса.
Императором Николаем I в 1827 году был утвержден Устав о пенсиях и единовременных пособиях государственным (военным и гражданским) служащим, который позволил упорядочить процесс реализации пенсионного обеспечения госслужащих. Данный нормативно-правовой акт закрепил основные правила назначения пенсий и пособий, регламентировал процесс выплат денежных пособий вдовам и сиротам, и другие необходимые для качественного функционирования данной системы положения. Так, Уставом было определено назначение размера пенсионных выплат в соответствии с занимаемыми должностями, а также прилагался список окладов для определения пенсий по этим должностям. Это позволяло качественно систематизировать и привести к общим правилам всю систему пенсионного обеспечения государственных служащих.
Фундаментальные принципы пенсионного обеспечения госслужащих, возникшие на разных этапах развития государственной службы как института, в той или иной форме прослеживаются в данной системе и по настоящее время. Спустя несколько столетий отечественного опыта в рассматриваемой области отсеялись наименее рациональные идеи, что позволило сохранить до наших дней наиболее эффективные методы и принципы пенсионного обеспечения чиновников в России.
1.2. Пенсии за выслугу лет в системе социальной защиты государственных гражданских служащих
Прохождение государственной гражданской службы регламентировано значительным числом нормативных правовых актов, ведущее место среди которых занимает Федеральный закон от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации». Правовой анализ ст. 3 этого закона показывает, что его положения четко закрепляют формулировку понятия государственной гражданской службы, обозначая ее как один из видов государственной службы, включающий в себя профессиональную служебную деятельность граждан Российской Федерации (РФ), занимающих должности государственной гражданской службы РФ по обеспечению исполнения определенных полномочий. В связи с этим нельзя не учитывать важность и значимость выполняемых указанными категориями работников функций, что, в свою очередь, определяет необходимость осуществления со стороны государства по отношению к ним проявления особой социальной защиты. Социальная защита государственных гражданских служащих - это комплекс мероприятий, проводимых соответствующими организациями и направленных на предоставление социальной поддержки в рамках закрепленных в нормативных актах социальных гарантий.
Фрагмент для ознакомления
3
Нормативно-правовые акты
Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) [с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 1 июля 2020 года] // Российская газета. — 2020. — 04 июля.
О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации: федер. закон от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2001. № 51. Ст. 4831.
О государственной гражданской службе Российской Федерации: федер. закон от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2004. № 31. Ст. 3215.
О страховых пенсиях: федер. закон от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2013. № 52 (ч. I). Ст. 6965.
О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части увеличения пенсионного возраста отдельным категориям граждан: федер. закон от 23 мая 2016 г. № 143-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2016. № 22. Ст. 3091.
Материалы судебной практики
Определение Конституционного Суда РФ от 23 апреля 2015 г. № 793-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Малюкова Михаила Александровича на нарушение его конституционных прав пунктом 2 статьи 7 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» // Сайт Конституционного Суда РФ. URL: http://www.ksrf.ru (дата обращения: 21.11.2024).
Определение СК по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 14.02.2023 г. по делу № 8Г-28690/2022[88-3064/2023-(88- 27272/2022)]. URL: https://8kas.sudrf.ru/ (дата обращения: 21.11.2024).
Научная и учебная литература
Адриановская Т. Л., Баева С. С. Трудовое право. Общая часть: учеб. пособие. Краснодар: Кубанский гос. ун-т, 2009. 240 с.
Горлова А.Г., Лукинова С.А. Проблемы регулирования пенсионного обеспечения за выслугу лет государственных гражданских служащих в Российской Федерации // Студенческий вестник. 2023. № 45-4 (284). С. 62-64.
Капустян Л.А., Сабына Е.Н. Правовой статус государственных гражданских служащих: проблемные аспекты // Ученые записки Алтайского филиала Российской академии народного хозяйства при Президенте Российской Федерации. 2020. № 17. С.54.
Киселева А., Старцева С.В. Понятие выслуги лет и ее роль в пенсионном обеспечении военнослужащих и приравненных к ним в пенсионном обеспечении лицам // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2021. № 11-1 (62). С. 143-145.
Лукьяненко Д. В. Социальная защита государственных служащих // Word science: problems and innovation: сборник ст. XXX Междунар. науч.-практ. конф. (Пенза, 30 марта 2019 г.). Пенза: Наука и Просвещение, 2019. С. 240.
Маслак И. Н. Пенсионное обеспечение государственных гражданских служащих // Эпомен. 2020. № 39. С. 155.
Миронова Т. К. Пенсии за выслугу лет и их социально-правовая оценка с позиций отраслевой науки и конституционного правосудия // Вопросы российского международного права. 2018. Т. 8. № 8А. С. 113.
Миронова Т.К. Понятие пенсии за выслугу лет // Право социального обеспечения России: учебник для бакалавров / отв. ред. Э.Г. Тучкова. М., 2019. 420 с.
Оганов М.И., Березин Д.А. Отложенное право на пенсионное обеспечение государственного гражданского служащего // В сборнике: Актуальные проблемы современного законодательства. Сборник статей участников VIII Всероссийской межвузовской научно-практической конференции. Москва, 2023. С. 257-266.
Сапожникова Н. И. Реализация принципа социальной справедливости при назначении пенсии по старости // Итоги научно-исследовательской работы за 2021 год: материалы Юбилейной науч.-практ. конф., посвященной 100-летию Кубанского ГАУ (Краснодар, 6 апреля 2022 г.) / отв. за выпуск А. Г. Кощаев. Краснодар: Кубанский государственный аграрный университет имени И. Т. Трубилина, 2022. С. 764.
Старчиков М.Ю. Основные и дополнительные льготы и гарантии для государственных гражданских служащих в Российской Федерации: проблемные вопросы и практика правоприменения // Гражданин и право. 2022. № 6. С.78.
Суханов С.И. История развития пенсионного обеспечения государственных служащих в Российской Федерации // Форум молодых ученых. 2024. № 1 (89). С. 124-128.
Шайхатдинов В.Ш. Понятие пенсии за выслугу лет, ее функции и виды // Право социального обеспечения: учебник / под ред. В.Ш. Щайхатдинова. М., 2019. 388 с.